Н.Ф. Погодин

О жизни и творчестве Н.Ф. Погодина

Николай Федорович Погодин родился  в станице Гундоровская, (ныне г. Донецк Ростовской области) в 1900 г.

Сын крестьянина, рабочий по трудовому стажу, Н. Погодин стал выдающимся драматургом советской эпохи.

Молодой журналист постоянно находился в потоке современной жизни. На его глазах бурно преображалась советская земля — неслыханными темпами создавались гиганты индустрии, на полях появлялись первые тракторы. А главное — происходил небывалый по своим масштабам, полный глубокого внутреннего драматизма процесс перевоспитания и роста людей, в психологии которых шли «буквально «доменные» процессы». По меткому определению Леонида Леонова, страна стала «гигантской лабораторией, где куются новая мораль, новые этические отношения и новая человечность».

Войдя в боевой отряд очеркистов 20-х годов, который составляли в те годы А.С. Серафимович, Л.Н. Сейфуллина, М.С. Шагинян, Б.А. Галин, В.П. Ставский, М.Е. Кольцов и др., выполняя «важнейшее дело познания своей страны» (М. Горький), молодой Погодин выступил активным пропагандистом героической современности. В лучших очерках («Тракторострой», «Поэма стальная», «Темп», «Через каждые шесть минут», «О папиросах и масштабах» и многих других — им написано более 200 очерков) писатель сумел передать энтузиазм народа, строящего новый мир, «подлинно поэтический азарт», с которым работали люди, показал их трудный и суровый быт. Первая книга очерков Н. Погодина «Кумачовое утро» вышла в 1926 г.

Вспоминая позже начало своего пути, Погодин отметил: «Осуществление первой пятилетки неотразимо изумляло нас своей социалистической новью, своим дерзновенным превращением общенародной мечты в невиданные до той поры живые формы». Удивление, восторг перед жизнью, перед тем свежим, молодым и сильным, что она являла, непреодолимое желание поделиться огромным и волнующим зарядом впечатлений - вот те эмоциональные качества, которые определили дальнейший литературный путь очеркиста, разъездного корреспондента «Правды» Н.Ф. Погодина (литературный псевдоним Н.Ф. Стукалова).

Вернувшись с волжского тракторостроя, Погодин писал: «Здесь край необыкновенный. Здесь чувствуешь, что четыре буквы привычного и заглавного теперь нашего слова — «темп» — в жизни звучат музыкой жесткой и режущей слух» Для начинающего драматурга эта «жесткая музыка» звучала мощной музыкой созидания, стала — как и для многих советских писателей — единственно заслуживающим доверия голосом жизни. Восхищало и удивляло то, как «темпы громадного строительства разительно отражались на людях». Это и побудило его взяться за создание пьесы о Сталинградском тракторострое, о социалистическом пафосе в труде.

Драматургическая деятельность Н.Ф. Погодина интенсивно продолжалась и в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы вплоть до его смерти 19 сентября 1962 года.

В 1959 году Н.Ф. Погодину за трилогию «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая» была присуждена Ленинская премия.

В 1963 году в связи с 25-летним юбилеем библиотеке было присвоено имя писателя, драматурга Н.Ф. Погодина.